Дистанционное художественное образование, - вы это серьёзно? Не знаю, стоит ли объяснять почему художественное дистанционное образование бессмысленно вредно и беспощадно? Но некоторые, может не самые очевидные моменты, я всё же озвучу. В последнее время, в связи с карантином, онлайн обучение переживает неслыханный бум. Появились тысячи онлайн курсов и онлайн учителей по живописи, рисунку, анатомии, скульптуре и т.д. Сразу стоит сказать, что к художественному образованию всё это видимое изобилие возможностей не имеет никакого отношения. И вот почему. Первой самой существенной составляющей художественного образования является сам учитель. Именно от квалификации самого учителя зависит успешность учебного процесса. Все виды обучения, связанные с действием во времени и пространстве, требуют непосредственного участия наставника. Онлайн формат если не исключает эту возможность, то сильно ограничивает. Даже самый лучший учитель не сможет увидеть все ваши ошибки или вас поправить в процессе если это дистанционно. Также весьма сомнительна квалификация большинства лиц предоставляющих услуги дистанционного обучения. Лучше учится сразу нормально, чем потом переучиваться. Вывод первый – Дистанционное художественное образование по определению не может быть качественным. Всем нам хорошо известны фундаментальные художественные дисциплины как – рисунок, живопись, скульптура, анатомия, перспектива, композиция; без которых мы не можем себе представить традиционное художественное образование. Смысл художественных академий, состоит в том, что каждую дисциплину в идеале преподает отдельный специалист – мастер своего дела. Таким образом, студенты академий получают наиболее качественные знания по каждой из дисциплин. До художественных академий была система цехов и отдельных мастерских, где ученик-подмастерье на практике постигал все этапы и аспекты процесса, начиная от растирания красок и подготовки холста до художественных приемов. Смысл художественного образования заключался в понимании целостности процесса создания произведения искусств. С появлением художественных академий, начиная с Болонской Академии братьев Караччи в 16 веке, качество преподавания отдельных дисциплин существенно возросло, однако появление художественных академий положило начало разрушения целостного понимания учащимися процесса создания произведения искусства. Другими словами, студент академии мог хорошо нарисовать фигуру, вычертить перспективу сложнейшей винтовой лестницы, но как применить эти умения в практике написания картины он не знал, потому что целостное понимание процесса и методики написания картины было утеряно. Сила всех учебных дисциплин в их комплексе, - по отдельности они бессмысленны. Стоит только убрать какую-нибудь одну дисциплину, или начать преподавать её не должным образом и весь учебный процесс теряет смысл. Онлайн обучение только усугубляет хаос бессистемности художественного образования. Вывод второй – Онлайн курсы не дают целостного системного образования. Любое образование зиждется на трёх составляющих – учителя, учебной литературы и практики. В случае с художественным образованием теория это 10%, а практика – 90%. Существует мнение, что для того, чтобы достигнуть высокого мастерства в какой-либо области требуются 10000 часов практики. Однако существует риск, что без должных установок вы просто будете что-то делать 10000 часов, а мастерства так и не достигните. Вывод третий – Дистанционное художественное образование, это скорее имитация видимости художественного образования. Святослав Брахнов